Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. История постройки. Приходская жизнь.

автор: игумен Довмонт (Беляев), кандидат богословия, настоятель Успенской церкви г. Ивангород.

IMG_1456

Существует несколько мнений по поводу времени постройки Успенской церкви в Ивангороде. Исследователи расходятся во мнениях в вопросе определения точной даты закладки и строительства храма. Историки конца XIX начала XX века (Н. Петров, Н. Скроботов (Ругодивцев)) относили время строительства храма чуть ли не к XVIII веку. В той литературе часто можно встретить такие даты: 1744 год – основание Успенской церкви, 1757 – Покровского придела.[1] Но эта датировка, скорее всего, означает не действительное основание храма, а его очередную перестройку и приведение в богослужебное состояние после разрушений приведших храмы в запустение во время Северной войны в период шведского правления в Нарве. По одной из гипотез, строительство церкви относится к 1492 году, времени постройки первой крепости на Девичьей горе. Она подтверждается ссылкой на формуляр крепости, где сказано, что строительство Ивангорода окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. В память об этом событии мог быть построен храм. Но современные исследователи утверждают, что время постройки храма нужно датировать, 1507 – 1509 г. (М. Мильчик, Д. Петров). Архитектором, построившим Успенскую церковь, был венецианец греческого происхождения Маркус Грек. Имя этого архитектора упоминается в числе строителей Ивангородской крепости в письмах бургомистра и совета города Нарвы. «Сообщаем вам, — писали они бургомистру и советникам города Ревеля (совр. Таллинн), — что русские начали строить перед своей крепостью крепкую стену при помощи мастеров ВолодимераТоргкана (VollendimerTorgkan) и Маркуса Грека (MarkusdeGreke)».[2] Письмо было датировано 19 Марта 1507 г. Вполне возможно, что венецианец приехал в числе других итальянских архитекторов лично приглашённых царём Иоанном III Васильевичем на Москву. Тем более, что царь придавал большое значение строительству Ивангорода и лично справлялся о ходе работ. Он хотел сделать Ивангород выходом к Балтийскому морю. О том, что именно Маркус Грек был руководителем строительства Успенской церкви, свидетельствуют некоторые венецианские мотивы в архитектуре этого храма. Открытая галерея, световой барабан со сферическим куполом опирается прямо на стены, а не на подпружные арки и столпы, что являлось более характерным для русской церковной архитектуры Пскова и Новгорода XVI века. Сводчатая трёх апсидная крипта (подклеть) под Успенским храмом с довольно просторным притвором (гульбищем). Архитектура Успенской церкви ближе по стилю к Романской, именно этот стиль характерен для венецианской церковной архитектуры периода средневековья нежели к Русской.[3] Церковь построена из местного известняка. К юго-восточному углу Успенского храма примыкает одноэтажный Покровский придел. Придел пристроен, скорее всего, в середине XVI века как отдельный храм с отдельным входом. Надо полагать, что именно с постройкой придела связана та причина, по которой некоторые исследователи относят и строительство самой Успенской церкви к временам Иоанна IV Васильевича (Грозного). Объём этого храма так же увенчан световым барабаном со сферическим куполом, как и на Успенской церкви.
Согласно старинным русским летописям, взятие войсками Ивана IV Васильевича (Грозного) Нарвы в 1558 году было связано с великим чудом. Иконы Нарвской Одигитрии и святителя Николая, принадлежавшие православным купцам, были объявлены лютеранскими властителями Нарвы „идолами“, силой отняты у хозяев и брошены в костер „под котлом, варившим пиво“. Внезапно вспыхнул огромный пожар, в огне которого выгорел весь город. Увидев пожар и спешное отступление из города войск Ливонского ордена, воевода Ивангорода Алексей Басманов и его дружина, захватили Нарву и присоединили к Московскому царству. На пепелище затем были найдены невредимые иконы — это случилось 11 мая (по старому стилю) 1558 года. В том же году в Нарве состоялись великие торжества по случаю чудесно спасенных от пожара икон: для совершения служб сюда прибыло духовенство северо-западных российских епархий. Новгородскую делегацию возглавил архимандрит Юрьевского монастыря Варфоломей, а псковскую — игумен Печерского монастыря Корнилий. В том же 1558 году иконы привезли сначала в Новгород, а затем в Москву. Встреча святых образов везде сопровождалась торжественными встречами и многим числом верующих, совершались крестные ходы, служились молебны. С благоговением и трепетом принимали русские люди чудотворные образа в свои дома. Особенно торжественно принимали иконы в первопрестольном граде Москве, где при колокольном звоне иконы встретил сам царь с митрополитом.
Затем святыни были возвращены в Нарву. Образ святителя Николая поместили в Преображенском соборе, в середине XVIII века икону перенесли в пристроенный к собору Никольский храм. Оба храма были разрушены в 1944 году, во время войны. Сегодня образ Николая Чудотворца находится в левом приделе Нарвского Воскресенского собора. До Второй мировой войны образ Божией Матери Одигитрии (Нарвской-Тихвинской) хранился в Успенской церкви на территории Ивангородской крепости. В 1941 году икона была перенесена в храм Иверской Божией Матери женского монастыря в Ивангороде. В 1944 году следы образа Нарвской Богородицы теряются.
Перестройки, которым подвергалась Успенская церковь на протяжении нескольких веков, привели к некоторым изменениям и к уничтожению отдельных элементов её первоначальных конструкций. Тем не менее, сам композиционный строй сохранился до наших дней. По Столбовскому мирному договору между Россией и Швецией в 1617 г. Ивангород отошёл к Швеции. В Ивангородской крепости расположился шведский гарнизон. Ко второй половине XVII века шведами в Успенском храме была устроена гарнизонная лютеранская кирха. Шведы переоборудовали церковь, но при этом внешний облик существенно не изменился. В 1681 году шведы сделали обмерный чертёж этой церкви, который сохранился в шведском Королевском архиве.[4] Иконостас и церковная утварь, составлявшие внутреннее убранство были вынесены из храма. В связи с этим ивангородские купцы в своих ходатайствах, направленных шведскому королю, просили возвратить им иконы.[5] Несмотря на все усилия шведского правительства, ему не удалось провести реформацию в Ингерманландии. Ещё Столбовский мир не был заключён, как Густав II Адольф король Швеции повелел двум своим придворным проповедникам провести в Ивангороде беседы с русскими священниками и составить описание вероисповедания и богослужения лютеранского, которое должно было быть переведено на русский язык. Для миссионерских целей по указу короля в Стокгольме была учреждена русская типография для того чтобы печатать и распространять между православными жителями Ингерманландии и Карелии лютеранскую духовную литературу на русском языке и прежде всего Катехизис Мартина Лютера. Ивангородский Успенский приход, как самый влиятельный, стал во главе православного населения Ингерманландии. Какое-то время Новгородскому архиепископу удавалось продолжать духовное окормление православного населения завоёванных шведами территорий. Архиепископ посылал православным ингерманландцам освящённое миро и поставлял для них священников и дьяконов. Но вскоре это окормление прекратилось по причине недовольства шведской стороны. На просьбы ивангородского посольства во главе со старостой Успенской церкви Яковом Постниковым о разрешении дальнейшего духовного окормления православных, как это было раньше, из Новгорода, король ответил отказом. Кандидатов на священство Густав Адольф рекомендовал отсылать для посвящения в Константинополь. После смерти короля в 1632 году в 1640 году православные Ингерманландии обратились к шведскому правительству с просьбой «о дозволении посвятить для них епископа или митрополита в Белоруссии». Со стороны властей им ответили «для её величества, королевы Христины, было бы унизительно позволить им искать епископа или священников вне шведских владений, и что тот епископ или суперинтендант, который без отлагательства, назначен будет в Ниеншанц или Нарву, получит право посвящать в сан священника избранных ими самими способных и сведущих людей». На самом деле королеву Христину мало интересовала судьба православных на подвластных Швеции бывших русских территориях. В 1654 году она отреклась от престола и уехала в Рим, где приняла католичество.
Посвящал ли или нет суперинтендант Нарвы священников для православного населения, об этом шведские и немецкие источники того времени умалчивают. Но с 1641 года, в Нарве поселились лютеранские суперинтенданты и пропаганда лютеранства усилилась. Особенно остро чувствовалось отсутствие православного духовенства в Ивангороде. Здесь было в начале шведского владычества 6 священников и 1 дьякон, а в 1634 году никого из них уже не было в живых. По этому, многие покойники долго оставались непогребёнными, а дети некрещёными. В 1641 году первым лютеранским епископом Ингерманландии назначен был таллиннский пробст магистр Генрих Сталь, оставивший, кстати, в истории эстонской культуры доброе имя как писатель, содействующий развитию эстонского литературного языка. Шведское правительство считало этого энергичного деятеля вполне подходящим для проведения предполагаемой им церковной реформации в Ингерманландии. Однако вскоре выяснилась ошибочность такого назначения. Властолюбие и нетактичность в приёмах проведения работы погубили некоторые, может быть, хорошие начинания. Серьёзные разногласия возникли вследствие секуляризации Сталем мужского монастыря в Ингерманландии. Вместе с другим имуществом было конфисковано 35 православных церковных книг. Помещения монастырские Сталь приказал уничтожить.[6] В результате периодически возникали волнения среди православного населения Нарвы и Ивангорода. Попытки распространять протестантскую литературу на русском языке ни к чему не привели. Православные отказывались её читать и возвращали книги обратно. В конце концов, Успенский храм был конфискован у православной общины и передан лютеранам под гарнизонную кирху. Такая ситуация сохранялась вплоть до Северной войны и взятия в 1704 году русскими войсками, под предводительством Петра I, Нарвы и Ивангорода. После победы русских войск, лютеранская церковь была закрыта. В 40-х годах XVIII века этот храм восстановили для православного богослужения. 29 мая 1744 года епископ Пскова и Нарвы Преосвященный Стефан (Калиновский) освятил его во имя Успения Пресвятой богородицы.[7] В 50-х годах XVIII века восстановили придел, который был превращен в самостоятельную церковь и освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь получила антиминс в 1757 году и была переделана в теплую зимнюю. Возможно, что именно в это время над куполом церкви возвели колокольню. В храме хранилась святыня – икона Тихвинской Божией матери, по преданию, уцелевшая во время пожара в Нарве в 1558 году и почитавшаяся православными людьми как чудотворная. В 1764 году Успенская церковь была переведена из Псковской епархии в Санкт-Петербургскую. До 1827 года церковь относилась к Санкт-Петербургской епархии, затем была передана в военное ведомство, а в 1864 году ее снова вернули епархии. В первой четверти XX века при храме находились четыре часовни: одна — во имя Успения Пресвятой Богородицы возле шоссе, две других — во имя Святителя и Чудотворца Николая в деревнях Венкуль и Саркуль, и часовня во имя святого великомученика Георгия в деревне Поповке. Приход содержал три церковно-приходских училища в городе и три земских школы в деревнях: Комаровке, Долгой Ниве и Захонье. В 1916 году в школах обучалось 414 детей, из них 129 мальчиков и 285 девочек; число прихожан в этом году составило 1 890 человек, из них мужчин — 861, женщин — 1 029. Приходу принадлежало два церковных дома: один находился в Нарве, на улице Кирпичной (дом №8), второй — в Ивангороде, на Псковской улице.[8]
Нелёгким испытанием для прихода стали годы революции, большевистского правления и Освободительной войны. 29 ноября 1918 года в Нарве, на заседании временного революционного комитета, Эстония была провозглашена независимой республикой советов — Эстляндской Трудовой Коммуной. Правительство Коммуны возглавил большевик Яан Анвельт. Новая власть продержалась в Нарве до 19 января 1919 года. Большевики повсюду оставляли кровавые следы. Покровский придел был осквернён, оба антиминса похищены из церкви, пропало немало церковной утвари. Настоятель Успенской церкви священник Александр Волков был расстрелян 8 января 1919 года вместе с настоятелем Знаменской Ивангородской церкви протоиереем Димитрием Чистосердовым (решением Синода РПЦМП определение от 26 декабря 2001года причислены к Собору Новомучеников и Исповедников Российских). После ухода большевиков состоялись их похороны. Проститься со своими бывшими пастырями, принявшими мученическую смерть, пришли многие прихожане. Во время Второй мировой войны, в 1944 году, церковные ценности и святыни храма отправили в Пюхтицкий женский монастырь. В том же году, во время боевых действий под Нарвой, храм подвергся частичному разрушению. В результате повреждений была уничтожена кровля на церкви и приделе. Разрушен купол Покровского придела. В 1976-1987 гг. были проведены реставрационные работы сотрудниками Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрация» под руководством И. А. Хаустовой. В основу реставрации был взят первоначальный проект без шатрового завершения и колокольни. В 1994 году храм передан Ивангородскому православному приходу, состоящему в Санкт-Петербургской епархии. С этого времени в храме возобновлены богослужения.

Доклад «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. История постройки. Приходская жизнь.» скачать прочитан на конференции «Духовные доминанты Ленинградской области как важнейшая составляющая туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо России»».
автор: игумен Довмонт (Беляев), кандидат богословия, настоятель Успенской церкви г. Ивангород.

Примечания:

[1]Ругодивцев (Н. А. Скроботов). Город Нарва. СПб., 1873. С. 13.

[2]«Liv-, Est- und KurlandischesUrkundenbuch», ч. 2, т. 3, № 169, стр. 117.

[3]Мильчик М., Петров Д. Успенская церковь Ивангорода и её венецианские прототипы // Крепость Ивангород. Новые открытия. СПб., 1997. С. 124 — 163

[4]Мильчик М., Петров Д. Указ. соч. с. 126

[5]Коченовский О., Градостроительное развитие и архитектура. Таллинн, 1991. С. 58

[6]Синякова Г. Нарвский Успенский приход. Сборник Нарвского музея. Нарва, 2000., с. 134

[7]Ругодивцев (Н. А. Скроботов). Город Нарва. СПб., 1873

[8]Синякова Г. Нарвский Успенский приход. Сборник Нарвского музея. Нарва, 2000., с. 100-102.

Литература:

1. Ругодивцев (Н. А. Скроботов). Город Нарва. СПб., 1873.

2. Мильчик М., Петров Д. Успенская церковь Ивангорода и её венецианские прототипы // Крепость Ивангород. Новые открытия. СПб., 1997.

3.Коченовский О., Градостроительное развитие и архитектура. Таллинн, 1991.

4.Синякова Г. Нарвский Успенский приход. Сборник Нарвского музея. Нарва, 2000.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *