Митрополит Пётр — Как Киевский Митрополит Землю Русскую собирал.

В наше время, время разделений и междоусобиц, хорошо вспомнить историю Руси. Как она из разрозненных княжеств, постоянно враждовавших между собой, стала единым мощным государством. В деле собирания Руси не малую роль сыграли Предстоятели Церкви Русской. Именно память такого человека чтит святая Православная Церковь 6 сентября. Его имя Пётр Митрополит Киевский всея России чудотворец. Именно в этот день в 1479 году по повелению великого князя московского Иоанна Васильевича III его святые мощи были перенесены во вновь отстроенный Успенский собор Московского кремля. Храм ставший главной святыней сначала Московской Руси, а впоследствии и всей Российской Империи. Именно в этом соборе будут венчаться на Царство все Русские Цари и Императоры. Но мощи святителя Петра были положены в этом храме неслучайно. Так как Успенский собор был заложен самим Митрополитом Петром в далёком 1326 году ещё при великом князе Иване Данииловиче прозванным в народе Калитой за его любовь к бедным и благотворительность (калита – кожанный мешок для денег). В те времена Москва была ещё маленьким городком затерявшимся в лесах. «Если ты, – сказал святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших.» Святой Митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но Господу угодно было, чтобы церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 году. Впоследствии собор будет неоднократно перестраиваться. Но возникает резонный вопрос — «Откуда взялся Киевский Митрополит в маленьком русском городке на берегу Москва реки и вообще, что за личность этот Митрополит Пётр?»
По свидетельству его жития Святитель Пётр родился около 1260 года в знатной боярской семье на Волыни. Перед его рождением мать его увидела во сне, что держит на руках агнца, а между рогами его растёт дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами. Семи лет дитя начало учиться грамоте, но безуспешно, пока, наконец, во сне неизвестный не коснулся его уст. После этого сна он стал хорошим учеником.
Двенадцати лет будущий святитель поступил в монастырь. Руководился он книгой “Лествицей” преподобного Иоанна и особенно прилежал к смирению и послушанию. Начало его иноческого пути было очень трудным: он исполнял тяжёлые работы на кухне, обрабатывал землю, мыл братские кельи. В то же время помогал в иконописной мастерской, где изучал иконопись. По довольном испытании, старец благословил его поселиться на безмолвии на берегу реки Рати, где он создал Преображенский монастырь.
Монастырь этот посетил Митрополит Киевский и всея Руси Максим, и игумен Пётр поднёс ему икону Богоматери своего письма, впоследствии этот образ станет чудотворным, и по имени автора будет именоваться Петровским, потом икона будет храниться в Успенском Кремлёвском соборе в Москве. Известны и другие иконы его письма.
По кончине Митрополита Максима возник вопрос, кому быть Митрополитом Киевским и всея Руси: Галицко-Волынский князь Юрий Львович послал в Царьград ставиться своего избранника игумена Ратского монастыря Петра, а Великий Князь Тверской и Владимирский – тверского игумена Геронтия. Игумен Пётр прибыл первым, а игумена Геронтия задержала буря. Во время её явилась ему Богородица и сказала, что Митрополитом Всероссийским должен быть Пётр. То же самое было открыто и Патриарху Константинопольскому Афанасию. Митрополит Пётр получил титул Киевского, но Киев, после нашествия монголов, лежал в развалинах, и он, подобно своему предшественнику, перенёс кафедру во Владимир на Клязьме.
В самом начале своего служения святителю Петру пришлось перенести большие скорби: на севере были недовольны поставлением южнорусского игумена, и на него были возведены тяжкие обвинения. Дело это разбиралось на Соборе в Переславле Залесском в 1311 году и окончилось полным оправданием нового Митрополита и посрамлением его недругов. Но святитель Пётр отнёсся к ним с такой любовью, что сразу же завоевал всеобщее уважение.
Кроткий и мягкий, когда дело касалось лично его, святитель Пётр был строг в церковном управлении. Для блага своей паствы он совершил большое путешествие по всей Руси; он был и в Золотой Орде, где добился разных льгот для духовенства. В его время среди язычников-татар стало распространяться магометанство: эту веру принял сам хан Узбек. Один из проповедников ислама, называвший себя Сеидом, то есть потомком Магомета, появился среди русских. Святитель Пётр лично выступил против него и победил его силой своего слова.
Больше всего огорчали святителя раздоры между князьями. Всячески старался он умиротворить их. Раз он приехал для этого в Брянск и чуть не был убит. Но тяжелее всего для него была распря Великого Князя Михаила Ярославовича Тверского с племянником его князем Георгием Даниловичем Московским, по проискам которого у Великого Князя был отнят его титул, а сам он был убит.
Однако же святитель провидел, что объединит Русь Москва. Он часто посещал этот небольшой и незначительный тогда ещё городок. Местный князь Георгий Данилович постоянно отлучался и поручал правление брату своему князю Иоанну Калите. С этим князем Митрополит Пётр очень сблизился, часто беседовал с ним и о церковных делах, и о будущем Москвы и предсказал ему грядущее величие его рода. Он решил перенести свою кафедру в Москву, где князь Иоанн построил для его временных посещений дом; но для этого нужно было воздвигнуть кафедральный собор и по благословению митрополита в 1326 г. был заложен в Московском Кремле Успенский собор. В основании его, у жертвенника, святитель устроил себе гроб.
После этого князь Иоанн увидел во сне необычайно высокую гору, покрытую снегом; снег этот быстро растаял, а потом исчезла и гора. Святитель объяснил князю, что растаявший снег предвещает его близкую кончину, а гора – самого князя. Было и откровение свыше самому святителю о его близкой кончине, но неизвестно какое.
Вскоре он скончался на молитве во время Вечерни 21 декабря 1326 г. Князя в это время в городе не было. Когда он вернулся, тело почившего было перенесено священниками в Успенский собор и там погребено при громадном стечении народа. Во время этого шествия присутствовал один католик, когда гроб проносили мимо него, он увидел, что святитель сидит в гробу и благословляет народ на обе стороны. Исцеления начались тотчас же, по погребении.
Через год (1327 г.) Успенский собор был закончен и освящён. Новый Митрополит Феогност был во всём верен памяти и заветам почившего. Он остался жить в Москве, непрестанно молясь у гроба его, и сам был свидетелем многих чудес. Обо всем этом он донёс Вселенскому Патриарху в Константинополь и получил повеление причислить новоявленного чудотворца к лику святых. Святые мощи святителя Петра трижды обретались нетленными: в 1382 году во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел, в 1477 году, когда обрушились стены собора, и в 1479 году, когда Успенский собор был вновь воздвигнут в настоящем его виде итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. При государе Великом Князе Московском Иоанне Васильевиче III. Именно этот правитель построил и наш Ивангород.
Жития святителя Петра были написаны преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также святым митрополитом Киприаном. Память его совершается 3 января и 6 сентября. С того момента как кафедра Русских Митрополитов была перенесена Святителем Петром из Киева в Москву все Предстоятели Церкви Русской стали именоваться Московскими и всея Руси. А Москва из маленького городка стала центром, объединившим вокруг себя разрозненные княжества в единое мощное Московское Царство.
При подготовке материала использована литература:
Христианство. Энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1995;
Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Том II. Издание Сретенского монастыря. Москва, 2011.
Игумен Довмонт (Беляев) Настоятель Успенской церкви г. Ивангород. 6 сентября 2015 года.

Митрополит Пётр

Митрополит Пётр, Московский Чудотворец (Месяц декабрь 21 число). Писал Н.И. Дикарёв. 1901 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *