Троица

Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Учение о Троице представляет первый догмат, установленный церковью в течение первых веков христианства. Так как все содержание христианского учения веры дано в откровении Священного Писания, то и данный догмат не мог явиться как результат стремлений найти какое-либо новое понятие о Боге: он возник из потребности ближайшим образом определить существо Того, кто является центральным носителем откровения, то есть уяснить вопрос об исторической личности Искупителя. Учение о Троице есть, следовательно, плод христологии, и рассматривать его догмат можно, следовательно, не иначе, как в связи с учением о лице Иисуса Христа. С полною определенностью учение о троичном Боге дано лишь в Новом Завете, но начатки его можно найти уже в откровении ветхозаветном.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой…» ( Иоиль. 2:28; Ис. 12:3, 44:3).
Перед распятием готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, — говорит Господь апостолам, — и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, — Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он — Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26). Глубоко пережив события поругания, смерти и воскресения Господня, святые апостолы ко времени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувствовали и созрели для принятия даров Святого Духа. Тогда и снизошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека. Как повествует Евангелист Лука в день Пятидесятницы, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей, где собрались апостолы, послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом и одновременно, над головами апостолов появилось множество огненных языков пламени, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Именно в виде огненных языков пламени сошёл Святой Дух на апостолов сообщая им благодатные дары. С этого момента небольшая группка рыбаков из Галилеи считавших себя учениками Иисуса Христа перерождается в Христову Церковь. Царство Христа на земле. И они понесут эту благую весть на всех языках по всему миру, улавливая всё новых и новых членов Царства Христова в Таинстве Святого Крещения.
На праздник Пятидесятницы в знак животворящего действия Святого Духа храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы. В тропаре праздника верующие благодарят Сына Божия за ниспослание им Духа Святого: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы (рыбаков) явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей (привлёк многих к вере) вселенную. Человеколюбче, слава Тебе».
Главную особенность Богослужения в день Пятидесятницы составляет чтение с коленопреклонением особых молитв святителя Василия Великого. Эти молитвы читаются на вечерне, которая совершается сразу после литургии. Через эти молитвы Церковь испрашивает благословение Благодатью Святого Духа на весь церковный год.

При подготовке материала использованы книги:
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Москва: Российское библейское общество, 2004; Христианство. Энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1995 .
Использованные Интернет-ресурсы: Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов. епископ Александр (Милеант)

Игумен Довмонт (Беляев)
Настоятель Успенской церкви г. Ивангород, кандидат богословия.
27 мая 2015 года

Сошествие Св.Духа. 1689 г. Филатьев Тихон Иванович

Сошествие Св.Духа.1689 г. Филатьев Тихон Иванович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *