Крепость Ивангород как духовный исток

Крепость Ивангород как духовный исток

 Встреча с Ивангородской крепостью стала для меня небольшим путешествием в прошлое. Когда-то в детстве можно было беспрепятственно бегать через мост, играть там, проводить спортивные тренировки, а несколько позже — ходить с компанией молодежи через речку на танцы в популярные на ту пору «Джунгли» — танцплощадку, устроенную прямо перех входом в Ивангородскую крепость.

С появлением границы и синих паспортов праздные походы через мост прекратились, и глядя на русский берег и грозные некогда крепостные стены, оставалось только дорисовывать в воображении то, что могло за ними скрываться.

Небольшая командировка за речку помогла прояснить обстановку, узнать, что сегодня происходит за крепостными стенами города-крепости — некогда гигантского «государственного проекта», предпринятого Иваном III — дедом Ивана Грозного для защиты границ Руси.

 Оказалось, что как туристический объект Ивангородская крепость востребована и сегодня. Но в гораздо большей степени она востребована как святое место. Именно сюда, в действующие храмы, все чаще идут помолиться и причаститься православные верующие. Прихожане Успенского храма, который медленно реставрируется, приходили на службы даже зимой, когда в храме стояла минусовая температура. А теперь, когда с приходом нового настоятеля в крепости появился Зимний, тёплый храм, количество прихожан существенно увеличилось.

С февраля 2009 года настоятелем храмов в Ивангородской крепости служит игумен Довмонт, в миру — Алексей …(Беляев). Отец Довмонт по первой специальности — художник. Он закончил Венециановское художественное училище в Калинине (ныне Твери). Духовную службу начал в Псковской епархии, где в 1992 году и принял монашеский постриг. Далее — служба в монастырях — Святогорском и Александровско-Невской Лавре. Ныне отец Довмонт — выпускник Духовной академии Санкт-Петербурга, кандидат богословия.

Чудесная крипта

К службе в Ивангородских храмах — Никольском, являющемся ровесником самой крепости Ивангород, а также Успенском и Покровском (расположены в одном здании, но внутри не соединяются друг с другом) — отец Довмонт приступил чуть более года тому назад и практически сразу же начал работы по сооружению еще одного — Зимнего храма.

Зимний храм находится в подклети (полуподвале) Успенского храма, достигающей в высоту не более трех метров. Именно в этой части храма было решено устроить помещение для проведения зимних богослужений.

Раньше богослужения проводили в Успенском храме, достигающем под куполом высоты 4-этажного дома. Каменные стены прочно держали холод, и зимой, во время богослужений в храме стояла минусовая температура. Показывая свои владения, отец Довмонт рассказывает, что как только впервые вошел в крипту Успенской церкви, не имевшую ни окон, ни дверей, так сразу понял, что Зимний храм надо делать именно в ней.

— В крипте прохладно летом и тепло зимой, — говорит отец Довмонт. — При отсутствии системы отопления в ней никогда (даже в суровую зиму) не замерзала вода. Сейчас здесь установлены саморегулирующиеся финские батареи, которые держат в помещении определенную температуру воздуха. Теперь в зимнее время в храме тепло. Службы посещают порядка тридцати — сорока прихожан. А в Праздники их бывает около сотни.

В честь новомученников

Новый храм создан в честь нарвских новомученников Александра Волкова и Димитрия Чистосердова, бывших в прошлом настоятелями храмов в Ивангороде. Александр Волков продолжил династию священников, вместе с отцом протоиереем Павлином Волковым они отдали храму в общей сложности более полувека. Отец Дмитрий был настоятелем Знаменской церкви на Горке. Оба священника были расстреляны нарвской революционной коммуной на второй день Рождества — 8 января 1919 года. Отец Александр Волков был похоронен на Знаменском кладбище, где и по сей день его могила, а протоиерей Дмитрий Чистосердов был погребён в ограде Знаменской церкви. К сожалению и сам Знаменский храм и могилы на его территории были разрушены в результате военных действий в 1944 г.. Образы вышеупомянутых нарвских священномученников появятся вскоре на царских вратах иконостаса. Отец Довмонт их пишет лично, для чего соблюдает пост. Такое требование существует в православии для создания икон.

Теперь в крипте, где еще недавно стояли лишь сколоченные из досок столы, напоминавшие о том, что некогда здесь было место питания паломников, есть алтарь. Отец Довмонт пишет и другие иконы для алтарной части иконостаса.

Святыни

Среди главных святынь Зимнего храма деревянная скульптура распятого Христа с терновым венком на голове. Эта статуя — подарок вдовы скульптора Сергея Кондратьева из Кингисеппа. Сам именитый резчик по дереву, чьи творения выставлялись на различных престижных выставках, уже ушел из жизни, но его образ Иисуса Христа, созданный более в мирском, чем церковном варианте, не просто украшает храм, но является одной из почитаемых святынь у прихожан.

Другая святыня — образ, списанный с Тихвинской чудотворной иконы пресвятой Богородицы первой половины 19-го века. Это, по словам отца Довмонта, единственный образ, исторически связывающий нынешний приход с досоветской Эстонией: когда-то икона, чей чудотворный список (копия) был в Ивангороде, находилась в Тихвинском монастыре, но потом, во время II-й Мировой войны была вывезена на Запад в Америку. Не так давно оригинал иконы вернулся в Россию, в Ивангороде в крепости находится его копия.

Духовный исток

Назначение на должность настоятеля храмов Ивангородской крепости, произошедшее после ухода из жизни протоиерея Николая Зайцева , отец Довмонт принял как должное. Несмотря на скептицизм, которые проявляли многие его коллеги: «И зачем тебе нужна эта глухомань?», он, один только раз увидев древний церковно-крепостной комплекс, понял, что это место ждет именно его. Отец Довмонт шутит, называя своей местной епархией три храма, работающие на небольшой крепостной территории. И с полной серьезностью рассуждает о неоценимом значении этих храмов в истории и культуре России.

— Эти храмы — жемчужина в историческом и культурном плане. Сам комплекс крепость-храм уникален и представляет собой большую редкость не только для России, но и для Европы. То, что это место стало вновь оживать, не случайность. Так и должно быть, поскольку для Ивангорода это место и эти храмы — знаковые. Это некий духовный исток православия, причем не только в Ивангороде, но на всем Северо-Западе России, где сначала господствовал католицизм, а потом — протестанство.

 Особый знак

Отец Довмонт более чем уверен, что место, на котором стоят вверенные ему храмы, не простое. По его мнению, несмотря на войны, в ходе которых храмы многократно разрушались, каждый раз наступало время, когда они, как птица феникс из пепла, возрождались вновь.

В полуразрушенном состоянии храмы находились, оказывается, еще в начале 18-го века, когда Петр I брал Нарву. В середине 18 века их реконструировали, причем немного на западный манер. При этом сказались вошедшие в моду в России западные традиции, которые Петр привез из-за границы. Именно тогда на барабане Покровского собора была сделана колокольня со шпилем в западном стиле, которая была снесена в Гражданскую войну. Сами же храмы были оформлены в барочном стиле и в таком виде находились до I Мировой войны. Восстановленные храмы пострадали и во II Мировую — именно тогда потеряла свою купольную часть Успенская церковь. Но каким-то чудом перед самым распадом СССР, в конце 80-х, храм снова восстанавливают.

В том, что несмотря на смену эпох и политических систем, древние русские святыни остаются, отец Довмонт видит особый знак. Знак того, что Господь помнит и видит нас, сохраняет напоминание о себе, чтобы люди не забывали, кто их хранит и в ком наша сила и источник нашего бытия. Именно это открытие и откровение в свое время помогло отцу Довмонту принять решение о том, чтобы навсегда связать свою жизнь на земле именно с этим местом. Пуская в строй действующих один за другим крепостные храмы, он уже задумывается о восстановлении звонницы. Можно себе представить, каким красивым и разноликим будет «разговор» православных колоколов, «прописанных» по разным берегам Наровы.

Шедевр архитектуры

Согласно упоминаниям древних летописей, крепость Ивангород была заложена в 1492 году. Это был, говоря современным языком, государственный проект. В создании города-крепости был заинтересован сам царь, на строительство выделялись государственные средства.

Галереи, ведущие по периметру наверх храма, не очень характерны для каменного зодчества России того времени и чем-то перекликаются с венецианской архитектурой. Не характерна для уже сформировавшейся к тому времени архитектуры Пскова и Новгорода архитектура храмов Ивангородской крепости, которые более напоминают балканские или болгарские храмы с куполами, стоящими на самих стенах.

По исследованию ученого Мильчика, в архитектуре храмов, построенных в Ивангородской крепости, прослеживается итальянское влияние. Не исключено, что архитектором церковно-крепостного ансамбля был Маркус Грек — представитель греческой диаспоры Италии, куда пришло очень много греков после падения Византии. Ту же версию подтверждает факт, согласно которому Иван III — дед Ивана Грозного — при строительстве Московского кремля по совету своей супруги Софьи Палеолог приглашал для работ итальянских архитекторов. Поэтому вполне возможно, что Маркус Грек был одним из тех людей, кто был приглашен на работы в Россию, связанные с зодчеством и архитектурой и кому довелось быть архитектором Ивангородского храмового комплекса.

Самый древний в архитектурном ансамбле храмов Ивангородской крепости Никольский храм. Он построен в 1496 — практически вместе с самой крепостью. Успенский же храм — более позднее строение, которое датируется началом 16 века.

09.06.2010 «Нарвская газета»

Наталья СОБОЛЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *