Успение

«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567) Эль Греко.

«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567) Эль Греко.

Наступил август. Последний месяц церковного года. По Юлианскому календарю (по которому живёт Русская Православная Церковь) новый год начинается с сентября. Август пора приближения осени. В природе ощущается начало увядания некогда так ярко бушевавшей зелени. Короче становятся дни. Холоднее ночи. Ощущается присутствие тихой грусти. Именно в это время (28 августа) Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы. Последний двунадесятый праздник уходящего церковного года.
В этот праздник душа христианина переживает сложные чувства. С одной стороны грусть прощания с Пресвятой Богородицей. Так как день Её Успения это день окончания Её земного странствия и разлука с теми, для кого Она была живым свидетельством Боговоплощения. Ибо именно благодаря Ей «… Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). Но с другой стороны верующее сердце испытывает радость. Радость осознания торжества встречи Царицы Небесной со своим Божественным Сыном. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни.
Многие из новопросвещенных верой даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу. Сохранилось послание, написанное св. Игнатием Богоносцем из Антиохии к апостолу Иоанну Богослову:
«Многие жены у нас желают посетить Пречистую Деву, коснуться персей, питавших Господа Иисуса, и услышать от Нее о многих таинствах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов ее, и нашему еще юному благочестию есть Наставница и Учительница всем верным на всякое доброе дело; более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи. О ней рассказывали нам люди, достойные всякого доверия, что по Ее святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим. Все это возбудило в нас безмерное желание увидеть это небесное чудо и столь изумительную святость». В другом послании св. Игнатий Богоносец пишет апостолу Иоанну Богослову: «Если только буду иметь возможность, то приду к тебе увидеться со всеми верными святыми, у тебя собранными, а более всего желаю увидеть Матерь Иисуса, о Которой говорят, что Она у всех вызывает удивление, почтение и любовь, и все горят желанием Ее увидеть. И как не желать увидеть Пресвятую Богородицу, побеседовать с Той, Которая родила истинного Бога!»
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12:1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором апостолу Иоанну Богослову выпал жребий проповедовать Евангелие. Пресвятая Богородица посещала христиан и в других городах — например, она была в Антиохии, у Игнатия Богоносца, которому писала: «Приду с Иоанном, и тебя с твоими увижу». Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Но наконец, наступил тот день, когда Архангел Гавриил, некогда возвестивший Ей о чудесном рождении Христа, принёс Ей весть о скором Её отшествии из этого мира и соединении с Господом. Именно ожиданием этой встречи жила Дева Мария многие годы после событий Воскресения Христова и Вознесения Его на небо. Многие дни Она ходила на гроб своего Сына для того что бы провести время в молитве, вспоминая Его страдания и прикасаясь к каменным плитам на которых лежало истерзанное Пречистое Его Тело. Именно там Её сердце наполнялось радостью о Воскресшем Христе. Посещала Она часто и гробницу своих родителей Иоакима и Анны в Гефсимании. Именно близ их гробов она завещала похоронить и Себя. Но гроб Её ныне пуст. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула». Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, в Успении соединила жизнь. По рождении Она пребывает Девою, и после смерти пребывает живой. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства. Она преставилась к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души Своими молитвами. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, потому что в этот день «Спаситель всех во всей славе Своей встретил и вселил Матерь Свою с Собою».
Праздник Успения предваряется с самых древних времён специальным постом. Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 14 до 28 августа. Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)». Три праздника – 14 августа Всемилостивому Спасу и св. мучеников Маккавеев (он называется в народе медовый Спас или Спас Маккавей), 19 августа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (так называемый яблочный Спас) и сам праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа — как бы связуют весь Успенский пост.
Именно в честь Успения Пресвятой Богородицы построен храм в Ивангородской крепости. «Было бы преждевременным связывать возведение храма с первым строительным этапом истории крепости (1492—1498/1499 гг.). Более вероятным представляется второй (1507—1509 гг.). И вот почему. В переписных книгах Шелонской пятины 1498 г., когда строительство Большого Бояршего города было близко к завершению, упоминается лишь одна церковь: «внутри города церковь Никола Святый». Следовательно, возведение Успенской церкви скорее относится ко второму этапу, а ее заказчиком тогда должен был быть великий князь Василий III». Таким образом праздник Успения является Престольным для всего древнего Ивангорода.

При подготовке материала использована литература:
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Москва: Российское библейское общество, 2004;
Христианство. Энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1995;
Мильчик М., Петров Д. Успенская церковь Ивангорода и её венецианские прототипы // Крепость Ивангород. Новые открытия. СПб., 1997.

Игумен Довмонт (Беляев) Настоятель Успенской церкви г. Ивангород. 24 августа 2015 года.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *