Мы живём в такие времена, когда история прошлого нашей страны удивительным образом перекликается с реалиями сегодняшней действительности. И если мы хотим избежать ошибок прошлого, то обратиться к истории самое время. Вспомним события почти пятисотлетней давности.
Ливонская война. Столь славно и успешно начавшаяся в 1558 году взятием русскими войсками Нарвы, Дерпта (Тарту) и целого ряда других замков в Ливонской земле, закончилась в результате поражением России и подписанием Ям-Запольского (1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий. Подписав эти условия, Россия лишалась всех завоеваний, сделанных в результате войны. Территория бывшей Ливонской конфедерации оказалась разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией, ставшими победителями в той войне.
Причины, подвигнувшие Московское царство ввязаться в Ливонскую кампанию, были, конечно же, не только экономические. Уже давно Московских великих князей привлекал лежавший через Балтику «золотой» торговый маршрут в Европу. Да и статус III-го Рима, который пришлось взять на себя Москве после падения Византии и взятия в 1453 году Константинополя турками, обязывал ко многому. Ведь не случайно именно итальянские архитекторы по приглашению русских царей построили Ивангород и Московский Кремль с его белокаменными соборами. Россия, таким образом, начинала ощущать себя полноправной преемницей культуры греко-римского мира. Москва, объединившая вокруг себя без конца враждовавшие между собой удельные княжества, стремилась стать столицей как минимум европейского уровня. Не случайно и царь «всея Руси» Иоанн Васильевич IV (Грозный) в 1567 году через полномочного английского посла Энтони Дженкинсона вел переговоры о браке с незамужней английской королевой Елизаветой I, а в 1583 году через дворянина Федора Писемского сватался к родственнице королевы Марии Гастингс, не смущаясь тем, что сам в это время в очередной раз был женат. Как известно, это сватовство закончилось ничем.
Европейские страны старались приложить все усилия, что бы, не допустить участия России ни в экономической, ни в политической жизни Европы. А так же не допустить заимствования русскими передовых технологий и достижений в области культуры и экономики, блокируя возможность приезда иностранных специалистов. В 1547 году царь поручил саксонцу Шлитте привезти ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков, людей, искусных в древних и новых языках, даже теологов. Однако, после протестов Ливонии, сенат ганзейского города Любека арестовал Шлитте и его людей.
Весной 1557 года на берегу Нарвы по приказу Ивана был поставлен порт: «Того же года, Июля, поставлен город от Немец усть-Наровы-реки Розсене у моря для пристанища морского корабельного», «Того же года, Апреля, послал царь и Великий князь околничего князя Дмитрия Семеновича Шастунова да Петра Петровича Головина да Ивана Выродкова на Ивангород, а велел на Нарове ниже Иванягорода на устье на морском город поставить для корабленного пристанища…». Однако Ганзейский союз и Ливония не пропускали европейских купцов в новый русский порт, и те продолжали ходить, как и прежде, в Ревель, Выборг и Ригу.
В то время у государя скончалась его первая супруга Анастасия. Обыкновенно думают, что Иван горячо любил свою первую супругу; действительно, на ее погребении он казался вне себя от горя и, спустя многие годы после ее кончины, вспоминал о ней с нежностью в своих письмах. Но, тем не менее, оказывается, что через восемь дней после ее погребения Иван уже искал себе другую супругу и остановился на мысли сватать сестру Сигизмунда-Августа, Екатерину, а между тем, как бы освободившись от семейных обязанностей, предался необузданному разврату: так не поступают действительно любящие люди. Но сватовство царя было отклонено польским двором. Неудовольствия с Польшею, естественно возникавшие после неудачного сватовства Иванова, усилились от политических обстоятельств. Русское царство начало войну 17 января 1558 года.
Вторжение русских войск в январе-феврале 1558 года в Ливонские земли представляло собой разведывательный рейд. В нём участвовало 40 тысяч человек под командованием хана Шиг-Алея (Шах-Али), воевод М. В. Глинского и Д. Р. Захарьина-Юрьева. Они прошли по восточной части Эстонии и к началу марта вернулись обратно. Русская сторона мотивировала этот поход исключительно желанием получить с Ливонии полагающуюся дань. Ливонский ландтаг принял решение собрать для расчёта с Москвой 60 тысяч талеров, чтобы прекратить начавшуюся войну. Однако к маю была собрана лишь половина заявленной суммы. Кроме того, Нарвский гарнизон обстрелял Ивангородскую крепость, чем нарушил договор о перемирии. На этот раз в Ливонию двинулась более мощная рать. Ливонская конфедерация на тот момент могла выставить в поле, не считая крепостных гарнизонов, не более 10 тысяч человек. Таким образом, главным её военным достоянием являлись мощные каменные стены крепостей, которые к этому времени уже не могли эффективно противостоять мощи тяжёлых осадных орудий. В Ивангород прибыли воеводы Алексей Басманов и Данила Адашев.
В апреле 1558 года русские войска осадили Нарву. Крепость защищал гарнизон под командованием рыцаря фохта Шнелленберга. 11 мая в городе вспыхнул пожар, сопровождавшийся бурей (по Никоновской летописи, пожар произошёл из-за того, что пьяные ливонцы бросили в огонь православную икону Богородицы и образ святителя Николая при этом иконы остались невредимыми). Воспользовавшись тем, что охрана покинула городские стены, русские бросились на штурм. Они проломили ворота и овладели нижним городом. Захватив находившиеся там орудия, ратники развернули их и открыли огонь по верхнему замку, готовя лестницы для приступа. Однако защитники замка к вечеру сами сдались на условиях свободного выхода из города. Ливонский орден не в силах был бороться с Москвою; завоевывая город за городом, русские взяли крепкий Феллин, пленили магистра Фирстенберга и овладели почти всею ливонскою страною.
Тогда новый магистр Готгард Кетлер, с согласия всех рыцарей, архиепископа рижского и городов Ливонии сдался польскому королю Сигизмунду-Августу. Ливония признала польского короля своим государем; Орден прекращал свое существование в смысле военно-монашеского братства (секуляризировался); сам Кетлер вступал в брак и делался наследственным владетелем Курляндии и Семигалии; Ревель с Эстляндией не захотел поступать под власть Польши и отдался Швеции: кроме того, остров Эзель, в значении епископства эзельского, сдался датскому королю, который посадил там брата своего Магнуса.
Сигизмунд-Август, сознавая себя государем страны, которая ему отдавалась добровольно, естественно возымел притязания на города, завоеванные Иваном. Уже в 1561 году, до формального объявления войны, начались неприязненные действия между русскими и литовцами в Ливонии. Сигизмунд-Август подстрекал на Москву крымского хана, а между тем показывал вид, что не хочет войны с Иваном, и только требовал, чтобы московский государь оставил Ливонию, так как она отдалась под защиту короля. Московские бояре не только отвечали от имени царя, что он не уступит Ливонии, но припомнили польскому посольству, что все русские земли, находившиеся во власти Сигизмунда-Августа, были достоянием предков государя, киевских князей, и самая Литва платила дань сыновьям Мономаха, а потому все Литовское Великое княжество есть вотчина государя. После таких заявлений началась война.
«Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье… поразило среднюю Европу. В Германии «московиты» представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать её политическому усилению. В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного…» ( Платонов С. Ф. Лекции по русской истории).
В 1561 году по Виленским договорам Ливонская конфедерация была ликвидирована, часть её территории преобразовывалась в вассальное по отношению к Великому княжеству Литовскому герцогство Курляндия и Семигалия, другая же непосредственно вошла в состав Великого княжества Литовского. С этого времени война приобрела в основном характер противостояния Русского царства и Великого княжества Литовского и велась преимущественно на территории последнего.
В 1563 году русским войском был взят Полоцк, но развить успех не удалось, так как в 1564 году русское войско потерпело поражение в битве при Чашниках. Вскоре после этого была введена опричнина (1565—1572). Вслед за неудачной осадой Ревеля русскими войсками (1577 год) войска Речи Посполитой вернули Полоцк и неудачно осаждали Псков. Шведы взяли Нарву и безуспешно осаждали Орешек. Ливонская конфедерация перестала существовать. Её территории перешли к Швеции, Дании и возникшему во время войны Польско-Литовскому государству — Речи Посполитой. Россия была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. Следует отметить и тот факт, что на ход войны и её итоги повлияли крымские набеги: из 25 лет войны в течение только 3 года не было значительных крымских набегов. В январе 1582 года недалеко от Пскова было заключено 10-летнее Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой. Россия отказывалась от Ливонии и белорусских земель, но ей возвращались некоторые пограничные земли. В мае 1583 года было заключено трёхлетнее Плюсское перемирие со Швецией, по которому в пользу последней уступались Копорье, Ям, Ивангород и прилегающая к ним территория Южного Побережья Финского залива, которые были возвращены при сыне Ивана Грозного — Фёдоре I Иоанновиче по итогам русско-шведской войны 1590—1595 годов.
Сегодня, когда наша страна переживает кризис в экономике, а также находится под санкциями со стороны Западных стран, история прошлого напоминает нам, что в подобном положении наша страна находилась если не постоянно, то довольно часто. Не стоит ждать помощи от тех, кто столетиями смотрел на нас как на врагов, с раздражением. Будь то хоть Римский папа или глава любого из европейских государств. И дело не в экономике и не в военной силе. Дело в отношении к Христовой Вере. Для европейца Христианство это лишь некая философско-мировоззренческая концепция, о которой можно порассуждать на сытый желудок за чашкой кофе. Для русского человека Христианство было способом существования и смыслом жизни. Интересно по этому поводу вспомнить цитату из письма Секретаря польского короля Стефана Батория Гейденштейна, в которой, он говорит о русских воинах: «По установлениям своей религии они считают верность Государю в такой степени обязательной, как и верность Богу, они превозносят похвалами твердость тех, которые до последнего вздоха сохранили присягу своему князю, и говорят, что души их, расставшись с телом, тотчас переселяются на небо». Если западного человека интересовал больше вопрос — как жить лучше? То русского человека всегда волновало – для чего жить? Устремление в вечность. А таким людям никакие временные трудности не страшны. И без разницы, что у нас на дворе война или мир или какая у нас власть. Потому что с нами Бог.
При подготовке материала использована литература:
Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва.«Мысль». 1991, А. Смирнов. Схватка за золотой маршрут. Nord Stream. 2002, Платонов С. Ф. Лекции по русской истории в 2 ч. — М.: Владос, 1994.
Игумен Довмонт (Беляев) Настоятель Успенской церкви г. Ивангород, кандидат богословия.
17 февраля 2016 года