Река Нарова круто огибает Ивангородскую крепость и стремится к Финскому заливу. Напротив русского Ивангорода — эстонская Нарва.
Места здесь всегда отличались северной красотой. Приграничное положение и частые военные действия вокруг крепости сформировали неповторимый дух людей, населяющих этот край. Именно здесь в 1920 году происходили страшные и трагические события, положившие конец белой армии.
Величайшей трагедией России в 20 веке явились революционные события 1917 г. и последовавшая за ними гражданская братоубийственная война. Русская интеллигенция, военная элита и обманутый заблудившийся народ отступив от Православной Веры, отвергли Православного Государя Помазанника Божьего. Последствия были ужасными. Русский мир раскололся на две враждующие между собой стороны. Некогда великое Православное царство по слову Евангелия «разделилось само в себе» и не смогло устоять.
Беспрецедентное, по крайней мере, в период после завершения Смуты XVII в., взаимное ожесточение противоборствующих сторон усиливалось разочарованием людей в силе религиозных ценностей и веры в Бога. Последнее было обусловлено общим падением нравов вследствие революционных событий и невиданного доселе кровопролития. Пытаясь пробудить в сердцах русских людей дух покаяния, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании «Чадам Православной Российской Церкви» от 8/21 июля 1919 г. взывал: «Зажигаются страсти. Вспыхивают мятежи. Создаются новые и новые лагери. Разрастается пожар сведения счетов. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество. Организованное взаимоистребление – в партизанство, со всеми его ужасами. Вся Россия – поле сражения!. . . Доносятся вести о <…> избиении племени, без разбора возраста, вины, пола, убеждений. Озлобленный обстоятельствами жизни человек <…> слил в своем сознании свои несчастья со злой для него деятельностью какой-либо партии, и с некоторых перенес свою озлобленность на всех. Но белое движение Святейший Тихон не благословил, а большевиков предал анафеме.
Вожди белого движения призывали бороться за новую Россию и демократию. Но для простого народа, крестьянства, все эти демократические призывы были лишь отвлечёнными понятиями. Народ не понимал их. Борясь с большевизмом, люди думали, что вот будет теперь всё как раньше при царе. Бесконечные разговоры о власти Учредительного собрания и демократии русскому мужику были не понятны. Кто такой Царь мужик понимал. Что такое земля тоже понимал. Именно на желании свободы в обладании землёй и сыграли тогда большевики, обманув русский народ, пообещав «землю крестьянам фабрики рабочим». Церковь, к сожалению, тоже не смогла устоять перед соблазном политической борьбы.
Митрополит Вениамин (Федченков), возглавлявший духовенство армии и флота Русской Армии генерала П. Н. Врангеля, честно отмечал в своих мемуарах: «Что касается самой Церкви, то и мы не смогли сделать ничего особенного в пользу победы над красными, хотя мы и желали этого. Авторитет Церкви вообще был слабый. Необходимо сознаться в этом. Голос наш дальше храмовых проповедей не слышался. Да и все движение добровольцев было, как говорилось, патриотическим, а не религиозным. Церковь, архиереи, попы, службы, молебны – все это для белых было лишь частью прошлой истории России, прошлого старого быта, неизжитой традиции и знаком антибольшевизма, протестом против безбожного интернационализма. А горения не было ни в мирянах, ни даже в нас, духовных».
Существенной проблемой стала слабая адаптация приходского клира к реалиям новой России. Северо-Западная армия (СЗА) была сформирована 1 июля 1919 года на основе Северного корпуса и других разрозненных русских антибольшевистских соединений, находившихся на территории Псковской губернии и создаваемых в тот момент Эстонской и Латвийской республик. В рапорте на имя начальника Гражданского управления СЗА от 8 сентября 1919 г. комендант прифронтовой полосы при штабе 1-й стрелковой дивизии отмечал: «Часть духовенства не понимает современного положения и, по-видимому, полагает, что с приходом белых восстанавливается «старый режим». Необходимо держать духовенство в курсе дел внутренней политики и внушить им правильный взгляд на вещи, иначе они могут принести большой вред несоответствующими проповедями и беседами, которых, кстати сказать, большинство не ведет, а пребывает в полной инертности. У благочинного о. Колчина имеется составленный мною список тем проповедей и бесед с народом, который теперь хотя, может быть и пригодится <…> Необходима специальная крестьянская газета, написанная серьезным языком, а не сладенькое слюнявое сюсюканье, которым обыкновенно наполняются издания для народа… »
«По условиям своего созидания и формирования Северный корпус с первых своих дней оказался тесно связанным с Эстонской республикой и с ее молодой армией. Боевое крещение получили части Русского Корпуса, защищая Эстонию от вторжения большевистских войск. До мая 1919 г. все операции Северной армии происходили на эстонской территории. Отсюда причины союзных отношений между обеими армиями. В период существования Северного Русского Корпуса эти отношения были оформлены заключенным договором. Однако в момент превращения Русского Корпуса в армию положение сторон изменилось. Эстония была освобождена от большевиков, и Русская Армия сражалась на русской территории.
По этим соображениям Русская Армия вышла из подчинения эстонскому главнокомандованию и в лице генерала Юденича получила собственного руководителя, назначенного Верховным правителем России Колчаком.
Осенью 1919 года Главное командование решилось, наконец, на открытие военных действий. Впрочем, за необходимость наступления говорили громко еще следующие доводы.
1) Необходимость взятия Петербурга до наступления холодов. Главная цель взятия Петербурга — освобождение от красного террора, от холода и голода несчастного населения столицы. Ввоз необходимого продовольствия и предметов первой необходимости возможен лишь до прекращения навигации, которая с конца ноября уже связывается замерзающим Петербургским портом.
2) Великолепный дух белых солдат, оторванных, однако, от родины и семьи, не мог бы выдержать своего напряжения до весны и в течение зимы сменился бы унынием и всеми его последствиями.
12 октября 1919 года Северо-западная армия прорвала красный фронт у Ямбурга и, взяв 16 октября Лугу и Гатчину, 20 октября — Царское село, вышла к пригородам Петрограда. Белые овладели Пулковскими высотами и на крайнем левом фланге ворвались в предместья Лигово, а разъезды разведчиков завязали бои у Ижорского завода.
Участник тех событий известный русский писатель Куприн в своих мемуарах эти времена вспоминал так:
Когда вошел славный Талабский полк в Гатчину — я точно не помню; знаю только, что в ночь на 15, 16 или 17 октября. Я еще подумал тогда, что дни второй половины октября часто были роковыми для России.
Накануне этого дня пушечные выстрелы с юга замолкли. Город был в напряженном, тревожном, но бодром настроении. Все ждали чего-то необычайного и бросили всякие занятия.
Кто из русских не помнит того волшебного, волнующего чувства, которое испытываешь, увидев утром в окне первый снег, нападавший за ночь! Описать это впечатление в прозе невозможно. А в стихах это сделал с несравненной простатою и красотой Пушкин.
Вот такое же чувство простора, чистоты, свежести и радости я испытывал, когда мы вышли утром на улицу. »
После десятидневных ожесточённых и неравных боёв под Петроградом с красными войсками, численность которых выросла до 60-тысяч человек, Северо-Западная армия 2 ноября 1919 года начала отступление и с упорными боями отошла к границам Эстонии в районе Нарвы. В Эстонии 15 тысяч солдат и офицеров СЗА были сначала разоружены, а затем 5 тысяч из них — схвачены и отправлены в концлагеря. Сам генерал Юденич был арестован по обвинениям в финансовых злоупотреблениях при молчаливом согласии эстонских властей, но освобождён после энергичных протестов командования английской эскадры, стоявшей на Ревельском рейде.
22 января 1920 года приказом по армии Н. Н. Юденича русская Северо-Западная армия была ликвидирована.
17 февраля 1920 г. вышло секретное распоряжение министра внутренних дел Эстонской Республики касательно СЗА, о котором бывший министр Временного правительства России Гучков написал Черчиллю протестное письмо, в котором утверждал:
«… из Эстонии производятся массовые выселения русских подданных без объяснения причин и даже без предупреждения… Русские люди в этих провинциях бесправные, беззащитные и беспомощные. Народы и правительства молодых балтийских государств совершенно опьянены вином национальной независимости и политической свободы».
«Русских начали убивать прямо на улице, запирать в тюрьмы и концентрационные лагеря, вообще всячески притеснять всякими способами. С беженцами из Петроградской губернии, число коих было более 10 000, обращались хуже, чем со скотом. Их заставляли сутками лежать на трескучем морозе на шпалах железной дороги. Масса детей и женщин умерло».
В 1919—1920-е годы по оценкам историков от эпидемии тифа в Нарве и Ивангороде погибло около 4 тысяч чинов Северо-Западной армии и гражданских лиц.
Советские газеты той поры ликовали: «Армия Юденича в Эстонии ликвидирована». «Независимая и демократическая» Эстония одним росчерком пера отправляла в концентрационные лагеря, тифозные бараки, леса и болота тысячи русских людей. Еще несколько тысяч солдат, офицеров просто расстреляли. Всего в невероятных мучениях погибло около 17 тысяч русских воинов и беженцев — безвестные могилы их сегодня разбросаны по всей Эстонии. . . Есть братская могила воинов Северо-Западной армии и на нашем старом Ивангородском кладбище. Вечная им память.
При подготовке материала использована литература:
Л. Регельсон «Трагедия Русской Церкви: 1917-1945 гг. » Москва. Крутицкое подворье. 2007.
Митрополит Вениамин (Федченков). «На рубеже двух эпох». Москва. Отчий дом, 1994.
В. Гессен. Секретный доклад С.-З. фронта о положении русских в Эстонии, 1920. Изд-во Гессена, Берлин, 1921
П. Лилленурм. «Творя в душе своей молитву… Русское православное духовенство и гражданская война на Северо-западе России». Москва. 2010
А. В. Карасёв. Завещание поручика Куприна. Новый мир. 2010. № 4
Игумен Довмонт (Беляев) настоятель Успенской церкви г. Ивангород. 10 июня 2015 года