Ингигерда, Ирина, Святая Анна – королева Ингерманландии

Анна Новгородская

Многие, интересующиеся историей, знают, что земля, лежащая между Нарвой и Ладогой (часть территории современной Ленинградской области), имеет собственное историческое название — Ингерманландия, Inkeri. Финское слово Inkeri происходит от названия реки Inkerejoki (финское название р. Ижоры под Петербургом). Но, также, существует гипотеза, что это название своими корнями восходит ещё к XI веку, точнее, к 1019 году, когда первый крещёный король Швеции Олаф выдал свою дочь по имени Ингигерда за новгородского князя Ярослава Мудрого. В приданое Ингигерда получила тогда Ладогу и Ладожскую волость (куда входило и Принаровье). На этих землях проживало прибалтийско-финское население, на языке которого шведское имя Ingegard звучало несколько иначе и свои территории, подвластные Ингигерде, они постепенно стали называть Инкеринмаа, что и означает в переводе на русский — “земля Ингигерды”.
В русском варианте слово Инкеринмаа или Инкери получило также своё собственное звучание — Ижора. Шведские завоеватели, не владевшие местными финскими языками, добавили в XVII веке к непонятному для них слову Инкеринмаа шведское “ланд” — земля. В результате получилось громоздкое “Ингерманланд”, в котором слово “земля” повторяется дважды в финском и шведском вариантах. Позднее к этой конструкции прибавилось русское окончание “ия” и образовалось финно-шведо-русское название Ингерманландия, а в сокращённом варианте — Ингрия. Западная граница Ингрии проходила по реке Нарва, восточная — по реке Лава, южная — по реке Луга, и, наконец, с севера Ингрия ограничивалась рекой Сестрой. За Сестрой начиналась Карелия.
Эту историю знают многие, но вот о личности и судьбе принцессы Ингигерды и короле святом Олафе Норвежском, наверное, далеко не все. Они любили друг друга и хотели пожениться, но жизнь распорядилась иначе. Шведский король, отец Ингигерды, был обижен на Олафа, не согласившегося удовлетворить его территориальные притязания. Поэтому он не позволил своей дочери выйти замуж за короля Олафа (чего она весьма желала), а выдал её замуж за русского великого князя Ярослава Мудрого.

Святой Олаф, Ингерманландия

Однако Ингигерда и Олаф смогли остаться друзьями («Эймундова сага» говорит, что она любила только его, но хранила верность долгу, и именно Ингигерда познакомила Олафа и Ярослава (в сагах его называли конунг Ярицлейв)). Таким образом, норвежский король потерял невесту, но обрёл преданного друга. Король Олаф подолгу гостил в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого. Однажды он нашёл в Новгороде спасение от войска Кнута Могучего и норвежских изменников.
Король Дании Кнуд (Кнут) Могучий (овладевший также и Англией) стал непримиримым врагом короля Олафа, отказавшегося принять протекторат Дании над Норвегией. В 1027 году Олаф потерпел поражение от датчан и в 1028 году был вынужден покинуть Норвегию и бежать в Швецию, а затем дальше на Русь, в Новгород, к Ингигерде. Бежал он туда вместе с малолетним сыном Магнусом, оставив в Швеции жену Астрид. В Новгороде Ингигерда настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава. В это время норвежский престол занял Кнуд I, поставивший «наместником» своего сына, от наложницы Альвивы, Свейна. В 1030 году по зову своих сторонников Олаф вернулся в Норвегию и попытался со шведской помощью вернуть престол, но в июле 1030 года (29 либо 31 числа) при Стикластадире был убит в битве с языческой дружиной норвежской родовой знати, перешедшей на датскую сторону. Перед последней битвой он обратился к воинам со словами: «Вперед, люди Христа, люди Конунга (Короля)!»
У Олафа были сын Магнус и дочь Ульфида. Впоследствии Магнус стал королём Норвегии под именем Магнус Благородный. Знаменитый средневековый исландский историк и поэт Снорр Стурлусон в повестовании о Магнусе писал, что сначала Магнус был жестоким и грозным королём, который мстил за изгнание своего отца, но затем скальд Сигват так сильно подействовал на Магнуса своей речью, что из тирана он превратился в мягкого и доброго государя.
Ингигерда же после своей смерти была причислена к лику святых под именем Анны Новгородской (это имя она приняла в монашеском постриге), а от её шведского имени получила название историческая область Ингерманландия.

Ярослав и Индигерда (Билибин)

Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.
Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молитвенного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, Житий святых, хождении в храм. Семья — это прежде всего домашняя церковь. Духовным идеалом верующих русских людей был образ монаха-подвижника. И многие русские люди желали монашества, как увенчания жизненного пути.
Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг — обручение Небесному Жениху — стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.
Особенность пути преподобной Анны раскрывается в ее происхождении. Дочь иного народа трудится над созиданием Святой Руси, имя её встает вместе с именем святой Ольги в основании русской женской святости. Преподобная Анна усвояет чужих как своих, не делая различия, созидая единство рода человеческого. «Святой царицей Ириной» называли ее в Северных странах — среди святых жен этих народов она воссияла первой и стала небесной покровительницей и молитвенницей за них. Так имя Ирина (мир), полученное Ингигердой в Православии, оказывается глубоким выражением ее Духовного делания.
В образе преподобной Анны Новгородской мы видим истоки многих основных направлений духовного труда русских женщин. Подаваемая ею благодатная помощь особенно действенна сейчас. В преподобной ярко проявилось творческое начало человеческой личности, и потому она имеет возможность помочь в выборе пути. Вся ее жизнь была служением Божией Матери, одарившей святую благодатными дарами и счастливым материнством. Будучи женой Ярослава Мудрого, Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский (1042 г., память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).anna_novgorod_s
Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына — Новгородского князя Владимира. Поэтому так много значит предстательство преподобной Анны перед Пречистой.
Имя, данное ей при постриге — Анна (благодать) — указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости — благодать Божию.
В 1991 г. городской музей в Новгороде возвратил Церкви мощи преподобной Анны Новгородской вместе с другой величайшей святыней Православия — чудотворной иконой Божией Матери «Знамение». Обе эти святыни находятся теперь в Софийском соборе Новгородского кремля.
Олаф был причислен к лику святых (в 1031 году) и стал почитаться как покровитель Норвегии. День его памяти – 29 июля – является в Норвегии праздником. Святой Олаф стал последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также и на христианском Востоке как святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии, креститель и просветитель норвежцев.
В России во имя святого Олафа были освящены храмы в Новгороде (где он жил несколько лет) и Старой Ладоге, где он проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона, потому что между ними, как сказано в сагах, «была самая большая дружба».
В Средневековье весть о чудесах, совершаемых по молитве св. Олафу, распространилась по всему свету. Вскоре в его честь было построено множество храмов везде, где распространялось влияние викингов: от Дублина до Оркнейских островов и Новгорода. В Англии ему было посвящено 40 древних храмов, и праздник его отмечался во всех календарях. В Константинополе был также воздвигнут храм в честь св. Олафа. В Таллине тоже есть храм в честь этого святого Церковь Олевисте (Oleviste kirik) – храм святого Олафа. Самые ранние упоминания о церкви относятся к 1267 году. На рубеже XVI века высота храма достигала 159 метров, что позволяло ему тогда быть самым высоким сооружением в Европе.

Составил Игумен Довмонт (Беляев) настоятель Успенской церкви г. Ивангорода.

Использованные интернет источники:
http://www.mosaiikki.info/lehdet_ru.php?id=2007_30_inkeri
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1237
http://www.baltwillinfo.com/2012/mp08-2012/mp-08.html#beggin
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6430.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *