Сирия жива! Свет пробивает тьму.

Совсем недавно Россия приняла участие в военной операции в Сирии по борьбе с боевиками террористической организации ИГ (Исламское государство). Боевые действия продолжаются вполне успешно. Но Сирия и Россия связаны между собой не только стратегическими интересами. Нас связывает и общность религиозной традиции. Кроме того факта, что Ислам является одной из традиционных религий Российской Федерации и российским мусульманам не безразлична судьба их собратьев оказавшихся на территориях захваченных террористами, на территории Сирии вот уже более двух тысяч лет несёт свою миссию Антиохийская (Сирийская) Православная Церковь. Канонической территорией Антиохийской Православной Церкви являются Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова (за исключением Иордании). Однако значительную часть верующих современной Антиохийской Церкви (около 5 из 7,5 миллионов паствы) составляют ливанская и сирийская диаспоры в Северной и Южной Америке, образовавшиеся в XX веке в результате массового бегства христианского населения от череды войн, происходивших на Ближнем Востоке.

 

Антиохия была основана в 300 г. до Р. Х. Селевком I Никатором, первым царем династии Селевкидов (305/304 – 281 гг. до Р.Х.). Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему, Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до Р. Х. Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи, и в течение I – II вв. по Р.Х. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и Александрии. Основателями Антиохийской Церкви были святые первоверховные апостолы: Петр, ее первый епископ, и Павел — бывший гонитель Церкви Христовой Савл, который именно в Дамаске принял, обратившись к вере, святое Крещение и стал великим апостолом; именно отсюда он начал свою великую миссионерскую деятельность. Именно в Антиохии последователи

Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X

Патриарх Антиохийский
и всего Востока Иоанн X

Иисуса Христа впервые были названы христианами. Из этой Церкви вышли замечательные ученые и ораторы, в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей, такие, как преподобные Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин. Многие патриархи и епископы делами и примером своей жизни послужили всему Православию, подобно священномученику Игнатию Богоносцу, принявшему венец славы в Риме, святителю Мелетию, председательствовавшему на II Вселенском Соборе, и другим. В недрах этой Церкви сложился знаменитый антиохийский метод богословствования, в основе которого находится истина вочеловечения Бога Слова и та ее интерпретация, которая наилучшим образом служит задачам спасения человека. В Сирии в местности Маалюля, где находится древний женский монастырь Святой Равноапостольной Феклы, христианское население до сих пор говорит на арамейском языке. Том самом языке, на котором говорил Господь Иисус Христос. В 324 г. император Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. С этого времени гонения на христиан прекращаются. Одним из важнейших направлений развития церковной жизни Антиохийской Православной Церкви раннего периода было монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах в целом было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V в. начинают усиливаться проявления сурового аскетизма, возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или столпе. Самым известным из аскетов этого направления был преподобный Симеон Столпник († 459), ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провел на высоком столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления. С IV в. начинается строительство монастырей, как правило, это были скромные 2-этажные постройки. Творения монахов Антиохийской Православной Церкви, среди которых наиболее известны труды преподобных Симеона Столпника, Иоанна Мосха, Дорофея Газского и других, стали большим вкладом в церковную традицию подвижничества.
Преемниками Апостолов в управлении Антиохийской Церковью стали Антиохийские Патриархи. Её предстоятели, кафедра которых находится в Дамаске. Нынешний предстоятель Антиохийской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х (Язиджи). В связи с развернувшимися боевыми действиями на территории Сирии Его Святейшество обратился к мировому и Православному сообществу со следующими словами: – «Патриархия и наш христианский, православный народ составляли и составляют один из значительнейших слоев сирийского общества; мы – сирийцы, и мы сыны этой земли, которая и дала нам святое имя «христианин». Мы никогда не чувствовали какой-либо отчужденности от нашего многоконфессионального народа – и потому мы были и остаемся важным звеном, скрепляющим цепь народного единства. У нас – христиан, мусульман, йезидов – одна история и одно будущее… Мы призваны свыше стоять за нашу землю и наших ближних, за весь наш народ и его честь. Мы, христиане, будем или стоять вместе с нашими согражданами-мусульманами, или умрем вместе с ними. Я вообще удивляюсь, когда слышу о том, как кто-то извне хочет «оградить христиан от соседей», – ведь наши братья по духу и земле, а не радикалы-наемники, думают так же, как и мы, и так же, как и мы, готовы встать на защиту нашей общности, нашего мирного неба. Об этом я постоянно упоминаю в своих речах, книгах, статьях – ведь все должны понять: угроза пришла именно извне и как раз для того, чтобы разделить исторически единое, мультиконфессиональное общество… Мы всегда подчеркиваем важность и святость земли, которой христианин просто обязан держаться – тем более в такие трудные времена. Два дня назад я присутствовал на вручении аттестатов выпускникам Асийской школы, что функционирует при Патриархии, – и я был поражен улыбками этих 50 юношей и девушек, той атмосферой, которую они создали; они не хотели никуда уезжать – они хотели и хотят учиться и работать там, где родились. Увидев всё это, я сказал слова, которые они сразу же поддержали: «Мы сегодня шлем весточку всему миру: “Мы живы!” Несмотря на весь окутавший нас мрак, вы светом своей радости пробиваете стену тьмы – и этот свет служит доказательством вашей привязанности к своей земле». В то же время мы всей Церковью пытаемся сделать всё возможное, чтобы поддержать наших юношей (как и всех наших мирян) материально. Несмотря на ограниченность ресурсов, Патриархия находит работу для многих выпускников, создает необходимые условия для выживания молодых семей, строит по мере возможности школы и лазареты. Мы постоянно принимаем просьбы людей, выслушиваем их жалобы и пожелания. Да, жить сложно – но мы пока что, милостью Всевышнего, преодолеваем эти сложности».
Нам русским Православным Христианам нужно молиться о наших сирийских братьях по вере. Господь послал народу Сирии тяжёлое испытание. В том числе испытание их веры. За последние годы Сирийская земля обагрилась кровью десятков тысяч мучеников. Но благодаря помощи российской армии тьма над Сирией начала рассеиваться. Даст Бог мир скоро снова воцариться на этой многострадальной земле.

При подготовке материала использована следующая литература и интернет ресурсы:

1. Христианство. Энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1995.
2. Патриарх Антиохийский Иоанн Х: «Мы призваны свыше стоять за нашу землю и ближних». Фарес Нофал, статья с сайта pravoslavie.ru
3. Антиохийская Православная Церковь статья с сайта patriarchia.ru

Игумен Довмонт (Беляев).
22 октября 2015 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *