Святой Николай, архиепископ Мирликийский (города Миры в Ликии), великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по смерти, «правило веры и образ кротости», как называет его Церковь, чтимый повсеместно в христианской Церкви, Восточной и Западной, и даже между мусульманами. Критически обработанного жизнеописания его не существует. В известном «Житии» его, помещенном в «Четиях-Минеях» св. Димитрия Ростовского, заимствованном с сокращениями из сказаний Симеона Метафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, черты жизни этого святого IV века смешиваются с деяниями другого святого Николая, епископа Пинарского (также в Ликии), жившего двумя столетиями позже – в VI веке, как это доказывается сличением метафрастова жития св. Николая Мирликийского с житием Николая Пинарского, найденным и изданным в 1720 году архиепископом Фалаконием. Кроме того известно житие св. Николая, составленное константинопольским патриархом Мефодием. Известный археолог, архимандрит Антонин (Капустин), издал в русском переводе как «житие» Николая Пинарского, найденное Фалаконием («Труды КДА», 1869), так и два жития Николая Мирликийского, найденные им самим в монастырях св. Саввы в Палестине и в Синайском («Труды КДА», 1873).
На основании исследований этих источников известно, что св. Николай родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным и поздним сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны. С детских лет будущий святитель преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве. Дядя св. Николая, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам племянника, назначил его чтецом, а затем возвел в сан священника, сделав своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Еще будучи пресвитером, св. Николай заслужил глубокое уважение своей мудростью , милосердием, благочестием и трудолюбием. Однажды, узнав о горькой нужде одного ранее богатого горожанина, св. Николай спас его от большого греха – отчаявшийся отец замыслил отдать трех своих дочерей за деньги на блудодеяние, чтобы спастись от голода. Святитель ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. С помощью этих денег дочерей выдали замуж. Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой св. Николаю, который исполнил послушание с любовью. После возвращения епископа св. Николай тоже отправился в Святую Землю. По дороге он предсказал надвигавшуюся бурю, грозившую кораблю гибелью, и по просьбе спутников усмирил своей молитвой морские волны. Его молитвой был спасен упавший с мачты матрос. Достигнув Иерусалима, св. Николай с молитвой обошел все святые места, связанные с земным служением Сына Божия. Когда же ночью он поднялся на святую гору Сион, то перед ним сами собой отверзлись запертые двери церкви. Св. Николай хотел остаться в Святой Земле и удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом. Возвратившись в Ликию, он вступил в братство обители, называемой Святым Сионом. Однако в видении Господь возвестил ему: «Не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Моё», и подал ему Евангелие, а Божия Матерь – омофор. По кончине архиепископа Иоанна по видению, бывшему одному из отцов собора, св. Николай был избран епископом Мир Ликийских. Призванный на архиерейское служение, он оставался тем же великим подвижником. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305 гг.) епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и убеждал твердо переносить пытки и мучения. По воцарении императора Константина Великого святитель был возвращен к пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. В 325 году св. Николай был участником Первого Вселенского Собора в Никее. Вместе со святыми Сильвестром папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими святыми отцами Собора он отстаивал православие, выступал против еретического учения Ария. В пылу обличения Святитель Николай ударил Ария, за что был лишен святительского омофора и взят под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили его в сан епископа, подав ему Евангелие и омофор. Поняв, что дерзновение святителя угодно Богу, отцы Собора восстановили св. Николая в святительском сане. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило избавление от смерти трех человек, не справедливо осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличаемый святым Николаем в неправде, раскаялся. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они не подозревали, что им вскоре тоже придется искать заступничества у св. Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором. Явившись во сне св. Константину, Святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных. По молитвам Святителя город Миры был спасен от голода. Некоему итальянскому купцу во сне было видение; Святитель попросил его приплыть в Миры и продать там хлеб, а в залог оставил купцу три золотые монеты, которые тот нашел в своей руке, пробудившись на утро. Не раз спасал Святитель утопающих в море, выводил людей из плена и заточения в темницах. Достигнув глубокой старости, св. Николай мирно почил около 345-351 г.г. и был погребен в городе Миры, в кафедральной церкви.В 1087 году итальянские купцы из города Бари перевезли мощи св. Николая в свой родной город, и день прибытия мощей в «Бар-град» (9/22 мая) празднуется там весьма торжественно. К этому дню туда стекаются паломники не только из Западной Европы, но и из России. Столь же торжественно празднуется день преставления св. Николая (6/19 декабря) как в России, так и в различных странах Западной Европы. Именно в честь этого святого в XV веке был построен первый Православный храм в Ивангороде. Храм был деревянным «обыдённым», то есть, построен был за один день «всем миром». Всеми местными православными жителями. Построен храм был по обету во время мора. После чего мор прекратился. Впоследствии по указу царя Ивана IV Васильевича (Грозного) в 60 – х годах XVI века на месте деревянного был построен каменный храм посвящённый святителю Христову Николаю. Этот храм сохранился и по сей день и находится на территории Ивангородской крепости.
Используемая литература:
Св. Димитрий митрополит Ростовский. Жития святых. Месяц декабрь. Репринт с издания Москва 1906 год. Издание Введенской Оптиной Пустыни.
Христианство. Энциклопедический словарь. Том 2 (статья «Николай, архиепископ Мирликийский» с.207) Москва «Большая Российская энциклопедия» 1995 год.
Косточкин В.В. Крепость Ивангород. В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 31. М . 1952 год.
Игумен Довмонт (Беляев) Настоятель Успенской церкви г. Ивангород, кандидат богословия. 10 августа 2015 года.